Сэнсэй Случайно нашел
здесь
ЭКСПЕРИМЕНТ
Он состоялся прямо в помещении редакции. Прибор для измерения количества озона в воздухе - озонометр модели “3.02П-А” - предоставил Институт общей физики им. Прохорова РАН, а сам эксперимент проводил научный сотрудник института Сергей Котельников.
Очиститель-ионизатор воздуха “Овион-С”

до испытания проработал в общей сложности не более двух недель, что гораздо меньше гарантийного срока его эксплуатации (12 месяцев).
В небольшой комнате, объемом около 30 кубических метров (что соответствует объему, указанному в технических характеристиках ионизатора), с плотно закрытым окном и дверью, очищал воздух “Овион-С”. Около него Сергей Николаевич поместил шланг для забора воздуха, а данные о концентрации озона в воздухе комнаты мы получали уже с экрана озонометра. Ученый сделал 30 замеров на разных расстояниях от ионизатора. Мы приводим только наибольшие показатели.
Итак, на расстоянии 10 см от ионизатора концентрация озона составила 388 мкг на кубический метр воздуха, в 26 см от прибора - 227 мкг/м3, а в 70 см - до 137 мкг/м3. Хотя в руководстве по эксплуатации “Овиона-С” при тех же условиях измерений указана совсем другая цифра - не более 25 мкг/м3 на расстоянии 50 см от прибора. Значит, количество озона, выделившееся в результате эксперимента, в несколько раз превышает обещанные производителями показатели. Мало того, полученные показатели существенно выше максимально разовой предельно допустимой концентрации озона в воздухе рабочей зоны - 100 мкг/м3 (при этом работники имеют льготы за вредные условия труда), и еще более превышает среднесуточную ПДК для населенных мест (30 мкг/м3). То есть находиться в помещении, где работает такой прибор, людям просто опасно. Но в том же руководстве по эксплуатации говорится, что “прибор необходим в любых помещениях, где хотят дышать чистым воздухом, сохранить и поправить здоровье. Это могут быть жилые помещения, офисы и компьютерные залы, палаты и кабинеты лечебных учреждений, игровые и спальные комнаты детских садов, школьные классы. Причем “непрерывное время работы не ограничено”. Мы, естественно, не могли неограниченно затягивать эксперимент, так что о том, сколько накопится в помещении озона при непрерывной работе прибора, можно только догадываться.
Чтобы исследование не получилось однобоким, мы попросили Сергея Николаевича
протестировать и люстру Чижевского (модель “Элион-132”)
, с которой сравнивают свой прибор изготовители “Овиона-С”. Условия для эксперимента оставили те же, а вот результат получился другим.
На экране озонометра стабильно высвечивались только ноль и единица. “Наш эксперимент говорит только о том, что эта люстра безопасна по показателям озона, - заметил ученый. - Но, кроме него, такие приборы могут производить и различные ионы”. Оказывается,
полезны для человека только отрицательные легкие ионы, остальные наносят вред. Однако узнать, что за ионы вырабатывают проверяемые нами приборы, мы не могли. Сергей Николаевич объяснил, что для этого нужен счетчик аэроионов.
ЧТО СКАЗАЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Получив результаты эксперимента, мы сразу же связались с производителем очистителя воздуха - санкт-петербургским ЗАО “Пультекс”. Корреспондент “Солидарности” поинтересовалась, почему их прибор выделяет озон в опасных для человека количествах. Руководитель отдела реализации и рекламы компании Регина Никифорова тут же исключила возможность этого. В качестве доказательства она представила документ о сертификации соответствия и заключение государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
- Мы выпускаем очистители воздуха уже шесть лет, и за это время только двое обратились на предприятие с просьбой проверить прибор на выделение вредных веществ, - сказала дама. - Но их подозрения не подтвердились. Руководит производством у нас изобретатель “Овиона-С” Борис Тихонович Наумов. Мы прошли сертификацию и в Прибалтике, и в Финляндии. Приезжайте к нам, мы проверим прибор сами.
По словам г-жи Никифоровой, при работе “Овиона-С” многие, особенно пожилые или тяжело больные люди и дети, реагируют на запах, который появляется при работе прибора, но “это проходит”; у людей может появляться головная боль, но “только с непривычки”. (Заметим, что дело тут не в непривычке, а в том, что эти группы людей особо чувствительны к воздействию озона, а для пожилых людей большие концентрации озона в воздухе могут оказаться смертельны. Об этом, по словам Сергея Котельникова, сказано на официальном сайте US EPA - Агентства США по охране окружающей среды.) В остальном же, заверила нас Регина Никифорова, прибор гарантированно производит полезный эффект, только “не стоит приближаться к нему ближе, чем на полметра”.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Убедившись, что производители уверены в качестве своего прибора, мы решили обратиться в санкт-петербургский Научно-технический центр по сертификации электронного оборудования, чтобы уточнить подлинность сертификата на “Овион-С”. Руководитель центра, инженер Галина Загорьянц подтвердила, что очиститель воздуха проходил испытания в их лабораториях.
- Только мы ведь не занимаемся замерами озона, - сказала она, узнав про эксперимент. - Мы проверяем только на безопасность, электромагнитную активность, есть ли зазоры, утечка тока... По этим показателям прибор безопасен. Вам стоит обратиться к медикам, они определяют токсичность. И если это действительно так, как вы говорите, производство подобных приборов должно быть запрещено.
Г-жа Загорьянц пообещала подтвердить свои слова документально, но когда мы позвонили ей в следующий раз, ответ был неожиданным. Она передала трубку начальнику лаборатории электробезопасности Александру Цвилиху. Он рассказал, что на самом деле “Овион-С” проверку на озон проходил с помощью хемилюминесцентного анализатора озона-302 и получены результаты - от 15 до 500 мкг/м3... - таков диапазон выделения озона прибором.
Как же так? Ведь это в пять раз больше максимально разовой ПДК для рабочей зоны! Причем проверять прибор на выброс озона могут только люди, знающие об опасности этого вещества, а значит, знающие и о критерии для сравнения - ПДК. А иначе зачем устраивать проверку? Врач отдела гигиены труда Центра санэпиднадзора Санкт-Петербурга Людмила Герасимова подтвердила нам, что озон - сильнейший яд, по силе воздействия равный синильной кислоте и хлору. И человек может получить серьезное отравление, если находится в помещении, где содержание озона в воздухе превышает ПДК. В общем, непонятно, почему “Пультекс” при таких показателях в ходе сертификации все же получил сертификат соответствия на свой прибор. Но на этот вопрос в центре по сертификации нам не ответили, туманно пообещав во всем разобраться и о результатах сообщить в редакцию.
Кстати, по словам врача Герасимовой, увеличение концентрации озона допустимо, если ионизатор воздуха используется для очистки помещения от вредных микробов, которые гибнут (внимание!) только при большом количестве этого газа. Но тогда в инструкции по применению прибора должны быть четкие указания, что в присутствии людей его использовать нельзя, и должно быть отмечено время, необходимое для очистки. Однако ни в инструкции по эксплуатации, ни в разговоре с производителями таких рекомендаций не было.
- Может быть, ваш очиститель просто сломался, - предположила Людмила Герасимова, - и поэтому произошли залповые выбросы озона? Вы бы отвезли прибор к производителям, пусть проверят.
Все так, но если использованный в эксперименте практически новый “Овион-С” и вправду неисправен, то владельцу прибора поломку заметить невозможно: корпус и “начинка” целы, кабель питания не отходит. Это ведь не лампочка, погасла - и сразу видно, что перегорела. И где гарантия, что остальные очистители точно так же не “сломаются” и не будут отравлять своих владельцев? Всем ехать к изготовителю? В гарантийной мастерской (а в техпаспорте они указаны только в Питере и Москве) озонометров не водится.
- Да, это действительно проблема, - стушевалась врач. - Над этим стоит подумать. Надо такие приборы проверять...
Но как часто стоит это делать и как обычному потребителю убедиться, что очиститель для него не опасен, Людмила Герасимова не сказала. А какие приборы нужны для определения концентрации озона и ионов, мы уже знаем из рассказа Сергея Котельникова. Озонометр, использованный в эксперименте, стоит больше 2 тыс. долларов, а счетчик аэроионов - около 30 тыс. рублей. Значит, чтобы наверняка знать, что купленный за 1600 рублей (цена в московской фирме-распространителе) очиститель воздуха оказывает только положительный эффект, стоит потратиться еще и на измерительные приборы. Другой вариант - обратиться в фирмы, занимающиеся проверкой содержания озона в помещениях. Но их услуги тоже стоят недешево - 200 долларов за четыре замера.