Помоему все ясно. :)
Write comments

Парусный фрегат "Дружба"

Пн ноя 11, 2013 01:44:12

Есть у меня друзья среди моряков. И один из них работает на парусном фрегате «Дружба».
Волей случая, сегодня удалось побывать у него на работе. Побродив по судну, по территории где он стоит, послушав историю судна и поняв его судьбу, хочу с вами поделиться информацией, и вообще, дать немного понимания того, что мы имели в СССР, и что у нас есть сейчас.


Шел 1987 год. На польских верфях Гданьска ведется строительство серии однотипных парусных судов, которые заказало СССР для своих высших учебных морских заведений. Среди них, для Одесского высшего мореходного училища строится фрегат «Дружба».
И вот, «Дружбу» спустили на воду. Длина — 108,6 м, ширина — 14 м, число парусов — 26, площадь парусов — 3000 м2, экипаж — 50 чел, число курсантов — 144.
Изображение
И понеслась по волнам судьба фрегата. В 1989 году командование фрегатом принимает Константин Кремлянский. Он стал бессменным капитаном этого фрегата. На днях фрегату исполнилось 27 лет. Последние 12 лет судно стоит на приколе в Одесском порту.
Вот как все происходило.
Поработав с курсантами в советское время, судно ходило в Америку, вокруг Европы, участвовало во множестве регат, дважды ходило в Индийский океан. Дальние походы были обычным делом. По подсчетам капитана, более 3000 курсантов прошли практику на фрегате сроком 3-5 месяцев.
Однако, после получения независимости, Украине как к парусному, так и к торговому флоту вообще, не было никакого дела. Все пошло на убыль. Стали арестовывать суда в иностранных портах по искам зарубежных компаний. При чем, резко, в период 1995-1997 годов. «Дружбу» пока не трогали. Более того, в 1992 году в итальянском порту Мессина сделали ей модернизацию. Кто-то умный решил, что хватит одних курсантов катать, надо судном зарабатывать деньги! И сделали на судне ресторан на 75 мест, 2 бара, бюро информации, переделали 29 курсантских кают под пассажирские 2-х местные каюты со всеми удобствами и начали выполнять морские круизы. Число курсантов при этом уменьшили до 30. Судно не плохо зарабатывало. Такого рода путешествия являются экзотическими, они и до сих пор существуют и у них есть много поклонников. При чем, это все богатая публика, цены на такие путешествия на порядок выше чем у обычных круизных современных судов.
Тем не менее, в 2001 году все это закончилось. Черноморское пароходство тогда уже почти было развалено, судов нет, что имели, потеряли, а «Дружбой» просто перестали заниматься. Пригнали в Одесский порт, поставили на стоянку, так и стоит она тут по сей день — без движения. Формально судно до сих пор принадлежит Одесской Морской Академии. На судне есть экипаж из 30 чел, который старается изо всех сил поддерживать состояние судна. Внутри все чинно — каюты и ресторан отлично выглядят. Ниже будет несколько фото машинного отделения, как говорят механики - системы и механизмы рабочие. Более того, за время простоя судно прошло капремонт. Все оборудование родное, за ним хорошо следят.
Плав практики сейчас нет, но курсанты мореходки все равно приходят на судно, знакомятся с морским делом, помогают экипажу в ремонте. С мая по сентябрь до 400 курсантов проходит тут практику.
Чтобы подарить судну новую жизнь, по словам капитана, нужно всего лишь 13 млн.грн. Большая часть суммы пойдет на доковый ремонт, новый такелаж и паруса, но даже если деньги найдутся, много времени уйдет на бюрократические вопросы — перевод судна из регистра России в регистр Украины. Потом надо набрать экипаж. Это раньше все были романтиками и работали за мизерные деньги, сейчас таких дураков уже нет. И это проблема.

Лично я не верю, чтобы кто-то у нас дал денег и выкупил у государства судно, привел его в порядок и начал им заниматься в круизном бизнесе. Не верю. И глядя на то, что сегодня из себя представляет судно, мне в очередной раз становится грустно, тоскливо и стыдно за страну, в которой живу. Которая все теряет, которая все разворовывает, которой нет ни до чего дела.
Итак, немного фоток для понимания о чем я писал.

Вот как оно выглядит со стороны
Изображение

Вот такая она с кормы
Изображение
Изображение
Изображение

Вид с кормы на бак
Изображение

Главная палуба
Изображение

Вид с капитанского мостика
Изображение

А вот и сам капитанский мостик (рулевая рубка)
Изображение

Рулевая рубка внутри
Изображение

А это штурвал. В Оригинале был сочлененным из двух штурвалов. Сейчас демонтирован.
Изображение

А это место (под синим чехлом) куда штурвал крепился. И стояли бедные курсанты под открытым небом и несли вахту на руле...
Изображение

Грот мачта
Изображение

Вид с носа на фок мачту
Изображение

Якорное устройство на баке (на носу)
Изображение

Бушприт. Слева и справа от него натянута сетка — излюбленное место отдыха курсантов на ходу судна. Лежишь, как в гамаке, под тобой водная гладь ты в самом носу. Ощущения не передаваемые. Скажете - страшно! конечно. а карабкаться вверх по вантам для установки парусов, думаете не страшно? жуть как страшно, особенно в первый раз и когда качает.
Изображение

А это мы спустились в машинной отделение. Это ЦПУ — центральный пост управления.
Изображение
Изображение

Вид на машинный зал, где установлен двигатель. Дальше стармех не пустил, сказал гражданским там нечего делать. Не знал он, что из нас гражданских то никого и нет, все моряки. Но мы не стали сопротивляться, уж сколько двигателей повидали, этот точно ничем не удивил.
Изображение

Мое общее впечатление о судне — тоскливо. Вроде бы признаки жизни подает, но с каждым днем разрушается и портится. Мачты все проржавели. Слишком много надо денег для восстановления. И мне кажется, какое-то время судно еще постоит, а дальше его или предприимчиво продадут иностранцам за копейки, или на иголки отправят. Второе вернее.
А жаль.

Ведь могла быть судьба у «Дружбы» не такой печальной, а хотя бы такой, какой постигла известный у нас барк «Товарищ», который последние годы был учебным судном Херсонского мореходного училища. О судьбе судна можно почитать в инете, приведу лишь последние упоминания о нем -

После провозглашения Украиной независимости и распада СССР, несмотря на возможность ремонта на Херсонском судоремонтном заводе, барк направили для ремонта в Великобританию. В 1995 г. барк был законсервирован по причине недостатка средств. Был выкуплен английской фирмой и прибыл в порт Ньюкасла, однако отсутствие финансирования не позволило приступить к ремонтным работам. В 1999 отбуксирован в Германию, где был капитально отремонтирован в Вильгельмсхафене. С 2003 г. размещен в качестве плавучего музея на доке Штральзунда, который и был его первоначальным портом приписки.

Вот так! Хоть не сгубили, а оставили жить в виде музея. И как символично — остаток дней своих проведет там, где родился. И хоть я его больше не вижу, но я за него рад.

А за «Дружбу» мне обидно...
BMB

Re: Парусный фрегат "Дружба"

Пн ноя 11, 2013 08:43:54

Captain Morgan

Спасибо. О "Дружбе" ничего не знал. Красивый корабль. Мне посчастливилось побывать на "Крузенштерне" и "Седове". "Товарищ" только видел издалека... Будет очень обидно если "Дружба" так и закончит свои дни у стенки. Уж лучше, действительно, музей....
Kostya

Re: Парусный фрегат "Дружба"

Пн ноя 11, 2013 09:19:07

Captain Morgan
Влад, спасибо за интересный рассказ! Я сам из Херсона родом? и "Товарищ" был символом нашего города. Его отходы о прибытия из походов - были настоящими праздниками: с оркестрами, парадами, кучей гостей. Мы даже с уроков сбегали, чтобы посмотреть... А уж сколько моих друзей на нем практику прошли даже не приходится говорить. Без него набережная осиротела, пусто на ней и грустно...
Ведь наш барк был не просто судном, а легендой, парусником не в первом поколении, если так можно сказать... Участвовал в празднованиях по поводу 500-летия открытия Америки... Очень хочу в Германии попасть на него... С детьми.
А еще я отчетливо помню тот праздник, который устроили, когда "Дружба" прибыла в Одессу в 1987-м. Мы, мальчишки, тогда очень гордились, что у нас на югах теперь аж два парусника!..
Теперь вот, практически ни одного...
Последний раз редактировалось Kostya Пн ноя 11, 2013 10:34:23, всего редактировалось 1 раз.
vladman

Re: Парусный фрегат "Дружба"

Пн ноя 11, 2013 09:53:16

Спасибо! А на не сейчас доступа свободного нет? Я бы с детьми сходил. Сейчас же восстанавливают музей флота. Вот бы ее в программу включить и была бы часть экспозиции. Туда вроде выделяют деньги .
Captain Morgan

Re: Парусный фрегат "Дружба"

Пн ноя 11, 2013 10:02:56

vladman писал(а):Спасибо! А на не сейчас доступа свободного нет? Я бы с детьми сходил. Сейчас же восстанавливают музей флота. Вот бы ее в программу включить и была бы часть экспозиции. Туда вроде выделяют деньги .


нет, свободного доступа нет. он стоит территории военной гавани, доступ туда через КПП порта и КПП военных. у меня есть пропуск в порт, а к воякам договорились, нас пропустили.
Сигналкин

Re: Парусный фрегат "Дружба"

Пн ноя 11, 2013 10:56:32

Captain Morgan
Спасибо за рассказ.
ИМХО большой глупостью есть переделывать подобные суда под круизы. Проектировались они совершенно для иных целей.
Ходить ему еще и ходить в хороших руках, а так музей - самый правильное и реальное решения.
Captain Morgan

Re: Парусный фрегат "Дружба"

Пн ноя 11, 2013 10:59:52

Серега глупость или нет, но я знаю несколько таких переделанных и читал отчеты о круизах на них. народу нравится.
Нина

Re: Парусный фрегат "Дружба"

Пн ноя 11, 2013 11:46:50

Captain Morgan

Владик, спасибо! Как всегда интересно, красочно и ничего лишнего! Обожаю когда ты рассказываешь! В тебе живет мини-гугл-экскурсовод! =D>
Valiko

Re: Парусный фрегат "Дружба"

Пн ноя 11, 2013 13:48:07

Будучи в Одессе фоткал "Дружбу" и радовался, что в Украине есть хоть один парусник, а оно вон как... :( :oops:
Captain Morgan писал(а): И глядя на то, что сегодня из себя представляет судно, мне в очередной раз становится грустно, тоскливо и стыдно за страну, в которой живу. Которая все теряет, которая все разворовывает, которой нет ни до чего дела.


Бушприт. Слева и справа от него натянута сетка — излюбленное место отдыха курсантов на ходу судна. Лежишь, как в гамаке, под тобой водная гладь ты в самом носу. Ощущения не передаваемые.

Здорово!!!

Конечно немного обидно и унизительно превращать боевой парусник в круизное судно, но я, например, с удовольствием на таком бы поплавал, даже юнгой :).
Иначе каким образом простому смертному испытать ощущения настоящих покорителей океанов, пусть даже и в эрзац-варианте.
Write comments