Оговорюсь сразу - я юрист, поэтому все ситуации рассматриваются с точки зрения возможного наступления наихудших последствий. В чудеса давно не верю – вырос из этого возраста…Определения, употребляемые по тексту – максимально упрощены. Ничего нового написано не будет – так, еще раз акцентировать внимание.Ну, и как принято: все написанное ниже является личной точкой зрения автора и не может быть рассмотрено как консультация или совет.
Ущерб, возникающий в результате ДТП:-материальный (повреждение автомобиля, иного имущества);-моральный (без комментариев);-нанесенный увечьем, другим повреждением здоровья или смертью физического лица – это мы рассматривать не будем. Слишком велики ставки, тем более жизнь человека бесценна. Хотя общие принципы действуют и тут;
Что возмещает страховая компания.Если заключен договор ОСГО, читаем тут (желательно полностью, обязательно ст.ст. 9 и 12, раздел ІІІ):
http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1961-15
Если заключен договор КАСКО – читаем договор и Правила страхования. Если в договоре страхования нет оговорки о том, что договор имеет преимущество перед правилами (как правило, только корпоративные клиенты) – внимательно читаем Правила страхования. Где взять – у своей страховой компании. Хочу обратить внимание, что не все страховые предлагают достраховать гражданскую ответственность, особенно в акционных пакетах.
Итак, в результате ДТП, потерпевшая сторона может получить от страховой по ОСГО следующее:Материальный ущерб – 25500 грн. 00 коп. Моральный ущерб- 2550 грн. 00 коп.
Ущерб здоровью - 51000 грн. 00 коп. Из всех сумм вычитается франшиза до 2% от лимита ответственности, кроме ущерба здоровью (нет франшизы).А теперь перейдем к основному вопросу –
кто должен платить, и почему возникают споры о платежах?
1.Кто должен платить – виновник ДТП или страховая компания, и это самый спорный вопрос. Моя точка зрения – платить должен виновник ДТП, учитывая положения ст. 37 (по указанной выше ссылке). Почему? Все очень просто – у потерпевшего нет никаких взаимоотношений с вашей страховой, более того, ему абсолютно пофиг, какие у вас и с кем взаимоотношения: он
потерпевший. Также потерпевшему абсолютно сиренево, как и что будет считать ваша страховая.
2.Почему возникают споры о платежах? Все следует из вышесказанного. Потерпевшему неинтересно когда будет назначена экспертиза, какой размер франшизы в вашем договоре, какие лимиты возмещению у страховой и какие документы для этого необходимы. Он не обязан ждать месяц, пока страховая что-то там насчитает. Он отвезет машину на СТО и покажет вам счет. И это может быть или концом истории или началом интересного и познавательного времяпровождения. Для этого необходимо понять, что не возмещает страховая компания по ОСГО: ст. 32 (по указанной выше ссылке).Исходя из этого, мы видим, что не возмещается утрата товарного вида (ВТВ) транспортного средства (скажем так – это основное).
Особо обращу внимание, что в силу специфики расчета, стоимость ремонта на СТО не совпадает с размером возмещения страховой. Хотя это не обязательно.Исходя из вышесказанного, можно сделать достаточно точный перечень случаев, когда одна из сторон захочет повлиять на решение по ДТП, дабы выкрутить что-нибудь в свою сторону.
1.У виновника ДТП нет страховки;
2.У виновника ДТП есть страховка, однако визуально можно определить, что размер ущерба не будет покрыт страховкой полностью.
3.Обстоятельства ДТП могут предполагать наличие обоюдной вины участников ДТП, либо вину установить тяжело.Узловые моменты развития событий, когда можно что-нибудь выкрутить.
1.Момент оформления ДТП;
2.Оформление документов ГАИ и передача их в суд;
3.Рассмотрение дела судом.Как контролировать: написано много в сети, есть много литературы, основные принципы:
1.внимательно думать, перед тем как написать;
2.писать подробно и разборчиво. Если дрожат руки, а почерк «как курица лапой» - писать печатными буквами. Никто не будет морочиться, и читать невнятный бред, написанный, как попало.
3.внимательно читать, что написано и что подписываешь,
4.не верить пояснениям работников ГАИ («я не художник все рисовать» и т.д.)
5.проверять схему ДТП, записывать данные свидетелей, сразу делать заверенную копию схемы ДТП (понимаю, что сложно, но иначе дальше может быть еще сложнее)
6.не верить виновнику ДТП, что он все оплатит. Когда он успокоится и одумается (обычно не более суток) – обычно передумывает.
7.если виновник ДТП – Вы, необходимо максимально войти в положение потерпевшего, т.е. – начинаем платить.
8.отслеживать движение дела в ГАИ и суде, не надеясь, что все решиться само собой и кто-то вам что-то должен.
9.Решение выносит не ГАИ, а суд – соответственно, это ключевой игрок.
10.не жлобиться на дополнительные стимулирующие расходы (канцтовары, конфеты и т.д.)Теперь примеры (все из практики) и обобщения:1.В результате ДТП пострадал, в том числе, автомобиль АУДИ А8 (изрядно побита морда). Была еще Газель, но там повреждений было значительно меньше.
Восстановительный ремонт (не путать с материальным ущербом) составляет 42344,87 грн. – потерпевший взял счет с Ауди Центр. На следующий день он вежливо попросил его оплатить. Виновник ДТП не оплатил – сослался на факт наличия ОСГО. Потерпевший улетел отдыхать, машина на СТО, на связь не выходил. Виновник пару раз позвонил, потом забил на это дело, руководствуясь принципом «кому это вообще надо? Хочет деньги получить – пусть шевелиться!». Через два месяца, страховая решила выплатить в пределах лимита.
К этому моменту судом был наложен арест на имущество (двухкомнатная квартира на Поздняках в новостройке). Сумма иска: материальный ущерб, в том числе ВТВ – около 100000 грн., моральный ущерб – 57400 грн. дополнительные затраты: на юриста - 50000 грн, экспертизы – около 4000 грн. (моральный ущерб стоил дорого), на такси – около 30000 грн. ну и плюс судебные пошлины (на общем фоне - легкие капли)
Представитель истца (сам истец в суде не показывался) от мирового соглашения отказался, суд вынес справедливое решение, виновник, мягко говоря, обомлел.
Вывод: по материалам ДТП виновник мог бы попытаться, и, думаю, это получилось бы, доказать обоюдку. В идеале – виновник ДТП водитель Ауди. Этого сделано не было.
2.Совершая левый поворот из правого ряда, автомобиль совершил наезд на Тойоту. Повреждено: правая дверь, крыло, бампер, лопнуло лобовое стекло. Автомобиль виновника ДТП не имел страховки. Суд, по материалам ДТП установил: в действиях водителя ХХХХ отсутствуют ознаки… Водитель Тойоты не смог добиться взыскания средств.Вывод: виновник занял правильную (для него) позицию в суде. Таких случаев много.
Как правило, все сначала надеяться на благополучный исход и надежды эти оправдываются в большинстве случаев. Тем не менее, не стоит каждый раз верить в то, что решиться нормально – машин становиться все больше, соответственно все больше ДТП.Всем удачи на дорогах!
Вежливость на дороге спасает больше жизней чем бейсбольная бита.