Наткнулся в инете на серию статей "Всё об аккумуляторах"... как чайник в этом вопросе, не берусь давать ей квалификационную оценку, но очевидно, как ликбез по АКБ, будет полезно таким же чайникам, как я
===============================================
Эксплуатация и обслуживание АКБ
1. Хранение и транспортировка.
- Сухозаряженные аккумуляторы не требуют обслуживания. Хранить их следует в сухом прохладном помещении при плюсовой температуре, недопуская замерзания.
- Залитые аккумуляторы следует заряжать, когда плотность электролита опускается не ниже 1,21 кг/л.
- Транспортировка и хранение залитых аккумуляторов производится в вертикальном положении, чтобы избежать выливания кислоты.
- При транспортировке не допускайте опрокидывания аккумулятора.
2. Зарядка аккумулятора.
- В сухозаряженные аккумуляторы залейте электролит, подзарядка не требуется.
- При заливке температура аккумулятора и электролита должна быть не ниже 10 градусов.
- Откройте пробки банок.
- Заполните все банки электролитом по стандарту VDE 0510 с плотностью 1,28 кг/л (для тропических стран 1,23 кг/л) до отметки на корпусе или 15 мм над пластинами.
- Дайте аккумулятору постоять 15 минут, затем слегка покачайте корпус, при необходимости долейте электролит.
- Плотно закрутите или соответственно вдавите пробки, удалите с поверхности аккумулятора частицы электролита.
- Поставляемые в залитом виде аккумуляторы готовы к установке и эксплуатации.
Примечание: если при низкой температуре или в результате неблагоприятных условий хранения аккумулятор не дает требуемой мощности, необходима его зарядка.
3. Установка аккумулятора.
- Перед установкой или снятием аккумулятора заглушите двигатель и выключите электрооборудование.
- Избегайте короткого замыкания из-за оставленного в двигательном отсеке инструмента.
- Перед снятием аккумулятора сначала отсоедините клемму "минус" (-), а затем клемму "плюс" (+).
- Перед установкой протрите насухо площадку, на которую устанавливается аккумулятор.
- Прочно закрепите аккумулятор.
- Терминалы и клеммы очистите от грязи и смажьте тонким слоем смазки, не содержащей кислоты.
- Подсоедините сначала клемму "плюс" (+), а затем клемму "минус" (-), убедитесь в том, что клеммы прочно закреплены.
4. Зарядка аккумулятора после снятия с автомобиля.
- Перед зарядкой проверьте уровень электролита и при необходимости долейте в банки дистиллированную воду до отметки на корпусе или 15 мм над пластинами.
- Перед зарядкой аккумулятор следует снять, чтобы не повредить автомобиль.
Внимание: соблюдайте положения инструкции по эксплуатации
автомобиля относительно порядка отсоединения аккумулятора!
- Зарядку аккумулятора производите только постоянным током. Подсоедините клемму "плюс" (+) зарядного устройства к терминалу "плюс" (+) аккумулятора и клемму "минус" (-) зарядного устройства к терминалу "минус" (-) аккумулятора.
- Включите зарядное устройство только после его подключения к аккумулятору. По завершении зарядки сначала выключите зарядное устройство, а затем отсоедините его от аккумулятора.
- Зарядку рекомендуется осуществлять силой тока равной одной десятой емкости аккумулятора, например: 44 Ач : 10 = 4,4 А (сила тока зарядки).
- Температура электролита при зарядке не должна превышать 55 градусов. Если температура выше этого значения, зарядку следует прервать.
- Зарядка завершена, если сила тока опускается до нулевой отметки или больше не снижается, или если автоматическое зарядное устройство отключается.
- Зарядку проводите в проветриваемом помещении. Внимание: Во время зарядки аккумулятора образуется взрывоопасный газ! Запрещается использование открытого пламени, спичек и курение!
5. Обслуживание.
Для обеспечения продолжительного срока службы аккумулятора соблюдайте
следующие правила:
- Следите за тем, чтобы верхняя крышка аккумулятора всегда была чистой и сухой.
- Регулярно проверяйте уровень электролита и при необходимости доливайте в банки дистиллированную воду. Никогда не добавляйте кислоту! При значительной потере воды проверьте у специалиста регулятор напряжения.
- Никогда не используйте так называемые модификаторы и улучшители!
6. Помощь при запуске двигателя.
- В связи с тем, что в автомобиле установлена чувствительная электроника, помощь в запуске двигателя рекомендуется осуществлять только специальными пусковыми устройствами (стартовыми бустерами).
- При оказании помощи в запуске двигателя методом "от автомобиля к автомобилю" в момент отсоединения клеммы может возникнуть пиковое напряжение, что приведет к повреждению или полному выводу из строя электроники.
- Поэтому строго соблюдайте следующие правила при использовании кабелей для запуска двигателя:
- Для запуска двигателя используйте сертифицированный кабель, например по стандарту DIN 72 553.
- Соблюдайте инструкцию по использованию кабеля для запуска двигателя.
- Соединяйте аккумуляторы только с одинаковым номинальным напряжением.
- Перед подсоединением кабеля заглушите оба двигателя!
- Сначала соедините оба полюса "плюс", затем полюс "минус" оказывающего помощь автомобиля с массой (металлической частью) автомобиля, которому оказывается помощь в запуске двигателя.
- Включить стартер автомобиля, которому оказывается помощь в запуске двигателя, не более чем на 15 секунд, не запуская двигатель помогающего автомобиля.
- Отсоединение кабеля производите в обратной последовательности.
7. Отсоединение и хранение аккумулятора.
- Зарядите аккумулятор и храните его в прохладном месте.
- Если аккумулятор остается в автомобиле, отсоедините клемму "минус".
- Регулярно проверяйте зарядку аккумулятора.
Добавлено спустя 3 минуты 39 секунд:
Увеличение срока службы аккумулятора
Типы и сроки службы
Имеющиеся в продаже аккумуляторные батареи, как правило, относятся к категориям малообслуживаемых или необслуживаемых. Первые благодаря более совершенной конструкции крайне редко нуждаются в доливке дистиллированной воды – обычно уровень понижается не ранее, чем через год-полтора после начала эксплуатации.
Как малообслуживаемые, так и необслуживаемые батареи при благоприятных условиях эксплуатации служат достаточно долго – 4-5, а иногда и 7-9 лет. Тем не менее, немногие счастливчики используют заложенный потенциал полностью: у большинства срок службы батареи исчисляется четырьмя годами, некоторые меняют «хранительницу энергии» уже после третьего сезона, а отдельные автовладельцы умудряются покупать новый аккумулятор чуть ли не каждый год! Что же влияет на срок службы аккумуляторной батареи настолько существенно, что у некоторых она работает всего 20-30% от заявленного срока?
Не все батареи одинаковы
Красиво оформленные ящички с парой клемм похожи друг на друга лишь внешне. Как правило, только качественные батареи при испытаниях выдают схожие результаты и при прочих равных условиях служат примерно одинаково. Правда, с одной оговоркой – при нормальной эксплуатации и только в случае, если приобретена «свежая» батарея – сухозаряженная, выпущенная не больше трех лет назад; или залитая, у которой период хранения с момента производства не превышает шесть месяцев. Сухозаряженные батареи обычно сохраняют свой заряд в течение первого года хранения, затем после заливки электролита требуется его подзарядка. Увы, длительный простой для новой батареи отнюдь не безвреден – отсутствие регулярных циклов заряда/разряда и возможность неизбежного саморазряда снижают заложенный изготовителем ресурс процентов на двадцать. А потому не удивляйтесь, если приобретенная по привлекательной цене просроченная импортная батарея именитого производителя прослужит не больше дешевой.
Аккуратность превыше всего
Еще каких-то пятнадцать лет назад в каждом пособии по автоделу непременно описывалось, каким образом измерить плотность электролита и даже самостоятельно отремонтировать АКБ, разобрав ее и собрав! Современные батареи не вынуждают прибегать к таким мерам – для поддержания их в полной «боеготовности» достаточно не допускать глубокого разряда, регулярно «освежая» ее зарядным устройством, помогать батарее в лютый холод «пускачом» и по мере надобности доливать дистиллированную воду. Саму батарею нужно содержать в идеальной чистоте, регулярно протирая корпус и клеммы. Повышенная плотность электролита – источник ускоренного разрушения аккумуляторных пластин, а пониженная (при разрядке более чем на 25%) – виновник сульфатации пластин или замерзания электролита при минусовых температурах, снижающих срок службы батарей.
Хронический недозаряд
Вполне возможна ситуация, когда на протяжении многих дней батарея больше времени работает в режиме разряда, нежели заряжается. Дело в том, что сразу после пуска зимой обычно включается целый ряд дополнительных потребителей энергии – «печка», стеклоочистители, обогрев заднего стекла и часто ближний свет. В особенности страдают АКБ «советских» машин, у которых необходимое количество электроэнергии для зарядки вырабатывается при оборотах двигателя не ниже 2500-3000 об/мин! А где их «взять» в городе, когда половину пути на работу приходится «ползти» в пробках почти на холостых оборотах? Вот и получается, что батарея эксплуатируется в режиме постоянного «недоедания», что приводит к естественной разрядке?
Значение имеет размер
Многие автомобилисты при покупке новой батареи отдают предпочтение изделию с большей емкостью, чем у штатного аккумулятора, мотивируя это тем, что она и крутит лучше, и разряжается медленнее. К сожалению, такая батарея (по сравнению с «приписанной» штатной) обречена на «раннюю смерть», поскольку «большой» аккумулятор просто не будет полностью заряжаться! А постоянный недозаряд приводит к быстрому снижению емкости. Именно поэтому «монстр» емкостью 75 Ач прослужит меньше родной 55-й? При желании батарею можно постоянно дозаряжать после поездок, но будем реалистами – подобный «ритуал» проделывают единицы. Большинство же попросту игнорирует подзарядку, оправдывая свою беспечность «объемистостью» батареи и тем, что она новая. И совершенно напрасно!
От винта!
Увы, многие автомобилисты эксплуатируют своих «железных коней» с нарушенными регулировками систем питания и зажигания, что приводит к затрудненному запуску двигателя. А ведь для АКБ наиболее губителен именно стартерный ток, достигающий сотен ампер! Если в течение дня нерадивый владелец по нескольку раз крутит стартер, а каждый пуск длится секунд 15-20, то через один-два зимних сезона (в лучшем случае!) батарея начнет «скисать»?
Дополнительное оборудование
Даже при исправной заводской «электрике» возможны ситуации, когда батарея постепенно разряжается. Причина в том, что, помимо штатных потребителей электроэнергии, имеются всевозможные дополнительные: приводы замков, зеркал и стекол, дополнительные противотуманные фары и стоп-сигналы, компрессор для подкачки шин и, разумеется, мощная аудиосистема! Даже скромный двухканальный усилитель мощности потребляет приличное количество энергии – уже после 15-минутной демонстрации возможностей аудиосистемы вольтметр высвечивает под нагрузкой жалкие 11,4 В вместо привычных 12,5 В! Словом, любители мощных аудиоустановок, имейте в виду – иногда инсталляторы стыдливо умалчивают о том, откуда брать запас электроэнергии для «дракона» - усилителя, этот вопрос решается только одним путем – заменой генератора более мощным и установкой пары АКБ.