Есть у меня друзья среди моряков. И один из них работает на парусном фрегате «Дружба».
Волей случая, сегодня удалось побывать у него на работе. Побродив по судну, по территории где он стоит, послушав историю судна и поняв его судьбу, хочу с вами поделиться информацией, и вообще, дать немного понимания того, что мы имели в СССР, и что у нас есть сейчас.
Шел 1987 год. На польских верфях Гданьска ведется строительство серии однотипных парусных судов, которые заказало СССР для своих высших учебных морских заведений. Среди них, для Одесского высшего мореходного училища строится фрегат «Дружба».
И вот, «Дружбу» спустили на воду. Длина — 108,6 м, ширина — 14 м, число парусов — 26, площадь парусов — 3000 м2, экипаж — 50 чел, число курсантов — 144.

И понеслась по волнам судьба фрегата. В 1989 году командование фрегатом принимает Константин Кремлянский. Он стал бессменным капитаном этого фрегата. На днях фрегату исполнилось 27 лет. Последние 12 лет судно стоит на приколе в Одесском порту.
Вот как все происходило.
Поработав с курсантами в советское время, судно ходило в Америку, вокруг Европы, участвовало во множестве регат, дважды ходило в Индийский океан. Дальние походы были обычным делом. По подсчетам капитана, более 3000 курсантов прошли практику на фрегате сроком 3-5 месяцев.
Однако, после получения независимости, Украине как к парусному, так и к торговому флоту вообще, не было никакого дела. Все пошло на убыль. Стали арестовывать суда в иностранных портах по искам зарубежных компаний. При чем, резко, в период 1995-1997 годов. «Дружбу» пока не трогали. Более того, в 1992 году в итальянском порту Мессина сделали ей модернизацию. Кто-то умный решил, что хватит одних курсантов катать, надо судном зарабатывать деньги! И сделали на судне ресторан на 75 мест, 2 бара, бюро информации, переделали 29 курсантских кают под пассажирские 2-х местные каюты со всеми удобствами и начали выполнять морские круизы. Число курсантов при этом уменьшили до 30. Судно не плохо зарабатывало. Такого рода путешествия являются экзотическими, они и до сих пор существуют и у них есть много поклонников. При чем, это все богатая публика, цены на такие путешествия на порядок выше чем у обычных круизных современных судов.
Тем не менее, в 2001 году все это закончилось. Черноморское пароходство тогда уже почти было развалено, судов нет, что имели, потеряли, а «Дружбой» просто перестали заниматься. Пригнали в Одесский порт, поставили на стоянку, так и стоит она тут по сей день — без движения. Формально судно до сих пор принадлежит Одесской Морской Академии. На судне есть экипаж из 30 чел, который старается изо всех сил поддерживать состояние судна. Внутри все чинно — каюты и ресторан отлично выглядят. Ниже будет несколько фото машинного отделения, как говорят механики - системы и механизмы рабочие. Более того, за время простоя судно прошло капремонт. Все оборудование родное, за ним хорошо следят.
Плав практики сейчас нет, но курсанты мореходки все равно приходят на судно, знакомятся с морским делом, помогают экипажу в ремонте. С мая по сентябрь до 400 курсантов проходит тут практику.
Чтобы подарить судну новую жизнь, по словам капитана, нужно всего лишь 13 млн.грн. Большая часть суммы пойдет на доковый ремонт, новый такелаж и паруса, но даже если деньги найдутся, много времени уйдет на бюрократические вопросы — перевод судна из регистра России в регистр Украины. Потом надо набрать экипаж. Это раньше все были романтиками и работали за мизерные деньги, сейчас таких дураков уже нет. И это проблема.
Лично я не верю, чтобы кто-то у нас дал денег и выкупил у государства судно, привел его в порядок и начал им заниматься в круизном бизнесе. Не верю. И глядя на то, что сегодня из себя представляет судно, мне в очередной раз становится грустно, тоскливо и стыдно за страну, в которой живу. Которая все теряет, которая все разворовывает, которой нет ни до чего дела.
Итак, немного фоток для понимания о чем я писал.
Вот как оно выглядит со стороны

Вот такая она с кормы



Вид с кормы на бак

Главная палуба

Вид с капитанского мостика

А вот и сам капитанский мостик (рулевая рубка)

Рулевая рубка внутри

А это штурвал. В Оригинале был сочлененным из двух штурвалов. Сейчас демонтирован.

А это место (под синим чехлом) куда штурвал крепился. И стояли бедные курсанты под открытым небом и несли вахту на руле...

Грот мачта

Вид с носа на фок мачту

Якорное устройство на баке (на носу)

Бушприт. Слева и справа от него натянута сетка — излюбленное место отдыха курсантов на ходу судна. Лежишь, как в гамаке, под тобой водная гладь ты в самом носу. Ощущения не передаваемые. Скажете - страшно! конечно. а карабкаться вверх по вантам для установки парусов, думаете не страшно? жуть как страшно, особенно в первый раз и когда качает.

А это мы спустились в машинной отделение. Это ЦПУ — центральный пост управления.


Вид на машинный зал, где установлен двигатель. Дальше стармех не пустил, сказал гражданским там нечего делать. Не знал он, что из нас гражданских то никого и нет, все моряки. Но мы не стали сопротивляться, уж сколько двигателей повидали, этот точно ничем не удивил.

Мое общее впечатление о судне — тоскливо. Вроде бы признаки жизни подает, но с каждым днем разрушается и портится. Мачты все проржавели. Слишком много надо денег для восстановления. И мне кажется, какое-то время судно еще постоит, а дальше его или предприимчиво продадут иностранцам за копейки, или на иголки отправят. Второе вернее.
А жаль.
Ведь могла быть судьба у «Дружбы» не такой печальной, а хотя бы такой, какой постигла известный у нас барк «Товарищ», который последние годы был учебным судном Херсонского мореходного училища. О судьбе судна можно почитать в инете, приведу лишь последние упоминания о нем -
После провозглашения Украиной независимости и распада СССР, несмотря на возможность ремонта на Херсонском судоремонтном заводе, барк направили для ремонта в Великобританию. В 1995 г. барк был законсервирован по причине недостатка средств. Был выкуплен английской фирмой и прибыл в порт Ньюкасла, однако отсутствие финансирования не позволило приступить к ремонтным работам. В 1999 отбуксирован в Германию, где был капитально отремонтирован в Вильгельмсхафене. С 2003 г. размещен в качестве плавучего музея на доке Штральзунда, который и был его первоначальным портом приписки. Вот так! Хоть не сгубили, а оставили жить в виде музея. И как символично — остаток дней своих проведет там, где родился. И хоть я его больше не вижу, но я за него рад.
А за «Дружбу» мне обидно...