Страница 1 из 1

Беларусь. Минская область. Поместье графа Чапского

СообщениеДобавлено: Вт июл 03, 2012 17:37:15
BAX
Многие из нас помнят фамилии знаменитых белорусов советской эпохи: Климук П, И. и Коваленок В. В. (лётчики-космонавты), Дзержинский Ф. Э. (железный Феликс, глава ЧК-истов), Марат Казей (окружённый немцами, подорвал себя и врагов гранатой) и т.д. Но при этом основательно забыли выдающихся людей дореволюционной Беларуси, яркими представителем которых являются Чапские. Сегодня мой рассказ поёдет о них.

Чапские, пожалуй, самый древний род, выделяющийся своими воинскими доблестями. Первое упоминание о Гуттенах относится к 930 г. Эренрейх фон Гуттен, маршал германских войск, вмести с императором Генрихом I Птицеловом Саксонским, воевал против Гуннов. Примерно в 1121 году Гуттены получили титул графов Священной Римской империи. Позже за борьбу с пруссами были зачислены в число польских рыцарей. В XV в. выделились многими заслугами, приблизились к польскому двору. В XVII в. род расселился по Литве, Беларуси, Волыни и слился со многими известными родами Европы.

Герб Гуттен-Чапских
Изображение

Фамилию Чапские Гуттены получили приблизительно в ХVI веке. Гуттены жили в местечке Чаплин в Померании находящейся на северо-восточных землях Германии (сейчас «Поморье в Польской Народной Республике). Из-за военных конфликтов Гуттены вынуждены были покинуть родовое гнездо Чаплин и переселиться на земли Польши. После переселения в Польшу Гуттены стали звать себя Гуттены фон Чаплинские, отождествляя свое немецкое происхождение и бывшие владения в Германии. Постепенно ополячившись, они стали называть себя Гуттены фон Чапские, Гуттены-Чапские, а в XVII веке и вовсе Чапские. Позже при необходимости подтверждения графского титула Чапские вынуждены были вернуться к истокам своих древних корней, и стали называть себя Гуттен-Чапскими. В XVIII веке после очередного подтверждения своего графского титула они смогли вернуть и приставку фон, символизирующую собой немецкое происхождение, а так же получить новый герб, в котором были объединены два герба «древний тысячелетний герб Гуттенов (красный щит с двумя диагональными серебряными полосами) и герб «Лелива» (синий щит с изображенными на нем шестиконечной золотой звездой и золотым полумесяцем под ней) которым Чапские владели с 1121 года. Над новым гербом разместили рыцарский шлем, увенчанный графской короной, над которой красовался павлиний хвост. К новому гербу добавили и древний девиз Гуттенов «Vitam Patriae Honorem Nemini» (Жизнь отечеству «честь никому) писанный на опоясывающий щит ленте. В XIX веке родовой герб претерпел небольшие изменения, которые только украсили его и сделали более изящным, сакральным и символичным, которым фон Гуттен-Чапские пользуются, и посей день.

Изображение
Граф Эмерик-Захарьяш-Николай-Северин фон Гуттен-Чапский Родился 5(17) ноября 1828 года в имении Станьково Станьковской волости Минского уезда Минской губернии. Представитель древнейшего тысячелетнего немецкого рыцарского графского рода фон Гуттенов. Римо-каотлик. Государственный, политический деятель, учёный, коллекционер. Нумизмат. Окончил Московский университет со степенью кандидата естествоведческих наук, в 1851 году поступил на службу в Министерство внутренних дел Российской империи, с 1863 года «губернатор Великого Новогорода, с 1865 года «вице-губернатор Санкт-Петербурга. В 1875 году Высочайшим Указом Государя императора назначен директором Лесного департамента Министерства государственных имуществ Российской империи. Во время крестьяснкой реформы 1861 года избран мировым посредником Минского уезда. Одним из первых лиц в государстве выступил за отмену крепостного права, за введение образования для крестьян. В 1879 году из-за конфликта с Государем императором Александром II, произошедшего в связи с бесконтрольной вырубкой русских лесов и продажей их за границу Эмерик фон Гуттен-Чапский подал в отставку, вернулся в имение Станьково и занялся классификацией своихколлекций. В своем дворце в Станьково граф основал крупнейший Европейский частный музей в котором собралмонеты, медали, рыцарские доспехи, конные доспехи, оружие, знамена, карты, портреты, посуду, предметы народного быта, слуцкие пояса, мебель, рукописи, древние книги, иконы, произведения живописи, скульптуры и прочее. В коллекции графа находились более 30 тысяч редчайших монет, некоторые экземпляры были датированы 800 годами от Рождества Христова и являлись единичными раритетами мирового уровня, более 11 тысяч орденов и медалей, свыше 20 тысяч томов книг, в том числе Библия Сымона Будного, Фрацыска Скорины, катехизис Петра Могилы и т.д. Граф Эмерик-Николай-Северин-Захарьяш фон Гуттен-Чапский с 1851 года «член Русского археологического общества, с 1890 года «член Московского нумизматического общества. Автор книг по нумизматике и медальному искусству. Работы Эмерика фон Гуттен-Чапского отмечены Большой серебряной медалью археологического общества, в честь 25-летия его научной деятельности в 1896 году выбита медаль (золото, серебро, бронза) от коллек-нумизматов.

В 1894 году разделил свое родовое имение «Станьковский ключ «между сыновьями: Каролю-Яну-Александру, старшему сыну досталось Станьково и 22 тысячи гектар земли, а Георгию (Ежи), младшему сыну усадьба Прилуки и 18 тысяч гектар земельных угодий.

Изображение

После раздела имущества Эмерик граф фон Гуттен-Чапский переехал в Краков, кда и перевез половину своей колекции в 6! Железнодорожных вагонах, здесь он построил дворец, где выставляет там и дарит городу свою коллекцию. Позже этот дворец назван музеем имени Эмерика фон Гуттен-Чапского. Сейчас экспонаты музея входят в состав национального музея в Кракове.

Кароль был участником войны 1812 года, маршалком Минского повета, позже - почетным куратором школ Слуцкого уезда. Его жена Фабианна происходила из графского рода Обуховичей.

Местечко Станьков (ныне Станьково) расположено в уединенной местности, в 10 км от станции Койданово Брест-Московской железной дороги. В конце 800 начале 900-х годов Станьков принадлежал Саманидским вельможам хана Исмаила ибн Ахмата, о чем свидетельствуют археологические раскопки, произведенные в конце XIX века в окрестностях Станькова. В летописной истории Минщины конца XIV века Станьков упоминается как вотчина Великого Князя Великого Княжества Литовского Витовта (1350-1430 гг.). В начале XV века Станьков был подарен Витовтом боярину Манивиду (в Святом крещении Войтеху-Альберту) Каликиновичу (1360-1424гг.). После смерти Войтеха Манивидовича Станьков перешел во владения его сестер Софии Радзивилл и Ядвиге Судзимонтович. Долгое время местечко принадлежало роду Дорогостайских, Затем Радзивиллам. С 1772 года имение Станьков перешло в наследство, как приданное жены, дочери князя Радзивилла Михаила (Рыбоньки), графу Франтишеку фон Гуттен-Чапскому и, в последствии, принадлежало роду Чапских вплоть до 1920 года. На некоторое время Станьков был отдан в правление дворянам Звыковским и Дереасам. Граф Франтишек-Станислав-Костка фон Гуттен-Чапский заключил договор с князем Михаилом Радзивиллом (Рыбонькой) согласно которому после возвращения из Барской конференции проходящей в 1772 году в итальянском городе Баре (первый раздел Речи Посполитой) Франтишек Чапский берет в жены одну из пяти дочерей князя Михаила Радзивилла. Договор был исполнен и 21 сентября 1772 года состоялось торжественное бракосочетание Франтишека Чапского с Вероникой Радзивилл. 28 ноября 1772 года Станьков, бывшее имение Радзивиллов, стал принадлежать графскому роду фон Гуттен-Чапских.

Формировалась Станьковская усадьба как резиденция по заказу сына графа Кароля фон Гуттен-Чапского и графини Фабианы Чапской из рода Обуховичей Эмерика-Захарьяша-Николая-Северина графа фон Гуттен-Чапского, женатого на Елизавете-Каролине-Анне графине фон Гуттен-Чапской, урожденной баронессе фон Меендорф, дочери барона Георгия-Вальтера-Конрода фон Меендорфа и баронессы Софьи фон Меендорф из графского рода фон Штакельбергов.
Сведений о барочной усадьбе в Станькове история не сохранила. Новая усадьба-резиденция формировалась на сравнительно ровной террасе ручья Ряпуса с небольшим уклоном в сторону поймы, ограничивающей парк с южной стороны. Она создавалась в духе прошлых стилей. В ее композиции, в архитектуре дворца, в малых архитектурных формах, характере водной системы прослеживается подчеркнутое внимание к ушедшей эпохи романтизма. Архитекторами был создан романтический образ феодальной усадьбы, навевающей ностальгические воспоминания о далеком прошлом, с которым связывалось представление о благополучии, героизме и даже своеобразно понятой демократии и свободе. За строительством новой усадьбы-резиденции строго следила Елизавета Чапская, сама выполняла некоторые эскизы по планировке дворца, разбивке парка, а интерьеры дворца самолично оформляла мать Елизаветы Георгиевны баронесса Софья Штакельберг «женщина с исключительным вкусом, но деспотичной натуры.

Усадьба площадью в 25 га включала: каменный дворец, постройки 1861-1862 гг.; кухонный флигель 1900 года строительства; дворцовый павильон Скарбницу XVIII-XIX вв.; жилые флигеля, хозяйственные сооружения, оранжерею, отапливаемые теплицы с фруктовыми питомниками, зверинец, пейзажный парк с малыми архитектурными формами, водоем с островками, четыре въездные брамы, костел-усыпальницу 1835 г строительства, православную Свято-Николаевскую церковь 1858 г строительства.

Сегодня на территории усадьбы располагается Станьковский детский дом. Войти туда не составляет труда, но работники детского дома очень настороженно относятся к группам лиц которые с упорством разведчиков что-то разнюхивают.. :)

Библиотека («Скарбец»)
Изображение

Изображение

Стул наказания Стул на 4 места сделан из камня. По легенде граф к ему привязывал любовника жены садовника чтобы он жарился на солнце.
Изображение

Амбар
Изображение

Минские врата и сторожка
Изображение

Изображение

Изображение

Свято-Николаевская церковь
Церковь в Станькове запроектирована и построена в ретроспективно-русском стиле. Относится она к типу крестово-купольных храмов с полукруглой апсидой и встроенной в основной объем звонницей. В архитектуре храма использованы киле подобные закомары и лиштвы, лучковые ниши и арки, лепные аркатурные пояски и рустованные лопатки, тонко профилированные карнизы, цоколь, подоконники, крестовые своды и полукруглые ниши.

Основных входа в церковь было три. Центральный объем и притвор со звонницей, образующих одно целое, завершался киле подобными кокошниками и был накрыт много скатной металлической крышей, окрашенной в зеленый цвет. Над центральным объемом храма, на массивном четверике, возвышался, некогда, мощный восьми оконный световой барабан, увенчанный граненым зеленым куполом с шестиконечным крестом-якорем. Боковые приделы и полукруглая апсида были решены отдельными высокими объемами, накрытыми двухскатной металлической крышей, апсиду накрывала конусообразная крыша, повторяющая ее очертания. Западный придел храма опоясывал мощный карниз, расположенный на уровне венчающих карнизов боковых приделов и повторяющий их по пластике. Узкие и высокие оконные проемы, с полуциркульным завершением, располагались по первому ярусу храма. Второй ярус окон не имел. Звонница, расположенная в основной части храма над притвором, имела три больших проема, с арочным завершением, расположенных на трех фасадах.

Изображение

Изображение

Изображение

Обратите внимание на крест, располагающийся на куполе церкви. В нем присутствует «месяц» из герба.
Изображение

Изображение

В плане храм делился на семь помещений: молитвенный зал; два боковых придела; апсиду, без выделенных ризницы и паномарки; притвор; комнату священника и лестничную клетку с деревянной полувинтовой лестницей, ведущей на звонницу. Центральный внутренний восьмигранный объем был перекрыт крестовыми, клинчатыми и парусными сводами, опиравшимися на четыре столба. В боковые приделы и апсиду открывались широкие лучковые арки, а вход из притвора был более узкий и циркульный. По углам молитвенного зала церкви были сделаны узкие, высокие и полукруглые, в плане и в завершениях, ниши - эдикулы. Боковые приделы перекрывались цилиндрическими сводами с крестовыми распалубками, коробового сечения. Апсида была перекрыта конховым сводом с коробовым очертанием. Западный двухэтажный придел, с притвором-бабинцем и звонницей, был перекрыт на первом ярусе крестовыми сводами, а на втором ярусе - цилиндрическим с распалубками. В звоннице висели четыре колокола в 12,5; 3; 2 пуда и в 20 фунтов. В молитвенный зал из помещения звонницы открывалось щелевидное окошко, с сильно развитыми откосами.

Интерьеры храма были скромными. Стены и своды - выбелены, пол - кирпичный. Клиросы были устроены на солее, возвышенной только на одну ступень. Иконостас - дубовый, без покраски, с такими же рамами, карнизами и резьбою, которые по местам были позолочены. Иконостас был устроен с колоннами и пилястрами, имел 10 икон, расположенных в три яруса. Кроме того, в церкви находилась местно-чтимая икона Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца, величиною в 1 аршин и 10 вершков (101 см), писанная на холсте и покрытая металлической золоченой ризою. Сохраняется придание, что икона сия принесена каким-то благочестивым старцем, прихожанином из Мир Ликии, еще в XVII веке.

Храм, некогда, соединялся со дворцом подземным переходом, остатки которого до сих пор можно обнаружить в Станьково. Был ли в храме подвал, пока еще неизвестно. По свидетельству старожил, лестница, ведущая в подземный туннель, была устроена в западном приделе храма.

На церковном погосте, со стороны главного входа, до 1961 года находилась могила (неизвестного в наше время) военного российского летчика-испытателя. По некоторым сведениям российский летчик-испытатель Сергей Исаевич Уточкин. Он погиб во время полета в 1915 году. Его самолет, базировавшийся на аэродроме Станькова, потеряв управление, разбился у подножия Николаевского храма. Тело авиатора извлекли из-под обломков разбившейся машины и на третий день, по православному обряду, похоронили на церковном погосте, рядом с местом крушения самолета. Надгробным памятником авиатора служил искореженный красный пропеллер его машины со словами, написанными на лопастях, «Доброй души не забудет команда». Первое время могила охранялась почетным караулом.

Свято-Николаевская церковь слегка смещена с основной композиционной оси и представляла собой доминанту, ориентирующую на себя все панорамные и перспективные точки дворцово-паркового ансамбля. Находясь за пределами парка, здание церкви, на фоне большего искусственного водоема создавало впечатляющую картину, завершающую парковую панораму.

В 2007 г. в храме начались восстановительные работы. На сегодняшний день они не закончены.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В имении имелся племенной завод, в котором разводились коровы швицкой, тирольской и голландской пород, овцы, кони, собаки; кирпичный завод, на котором изготавливали прямой и лекальный кирпич, керамическую плитку, дренажные трубы, черепицу; завод по переработки чистого спирта. В Станькове находился аэродром, рынок, крестьянский госпиталь, гимназия, крестьянские и воскресные школы, почтовая станция, винокурня, две каменные (водяная и паровая) мельницы, подходила ветка железной дороги, соединяющей местечко Станьков с платформой графа Чапского на Брест-Московской железной дороге (ныне остановка Станьково).

Озеро. Сегодня это популярное место отдыха
Изображение

Изображение

Изображение

Прилуки - одно из имений графов Чапских под Минском.
Село Прилуки расположено на берегу реки Птичь на юг от Минска. Село известно с 1567 года. В то время в нем находилась первая почтовая станция на пути из Минска в Новогрудок. В 1635 году Анна Статкевич, урождённая Огинская, по протекции и с благословения киевского митрополита Петра Могилы тут был основан мужской православный монастырь, который просуществовал более ста лет. Это было двухэтажное каменное здание, больше похожее на замок, которое называли «каменным домом».

Акварель Наполеона Орды, выполненная в 1876 году
Изображение

В 1740 году по неким загадочным обстоятельствам замок разрушился и новые владельцы усадьбы Ивановские перестроили монастырь в замок.

Это стало вотчиной князей Огинских. В это время появляется легенда о жившем там привидении. Эта история попала в балладу о «зачарованном замке» польского поэта Антона Эдварда Одынца.

В 1815 году от Ивановских по женской линии Прилуки перешли к Франтишку Ошторпу, минскому губернскому маршалку шляхты, а после того, как тот утонул в Свислочи в 1851 году, к его зятю агроному Антону Горватту.

В 1851 году Антон Горватт перестроил «зачарованный замок» в романтический дворец неоготического стиля.

Здесь был заложен парк на основе террасной композиции, что характерно для Италии в эпохи барокко, но для Беларуси - редкость, встречаются вековые липы и клены, серебристые итальянские тополя.

Была построена большая оранжерея с розарием, башня с часами.

ГУТТЕН-ЧАПСКИЙ Кароль –Ян - Александр Эмерикович (фото)
Изображение

ГУТТЕН-ЧАПСКИЙ Кароль –Ян - Александр Эмерикович (портрет)
Изображение

Граф словно бы предчувствовал столичный статус Минска», «заявляет наш экскурсовод Игорь Гатальский, и с этим трудно поспорить. Энергии и трудоспособности графа можно позавидовать. На посту городского головы он пробыл неполных 4 срока, с 1890 по 1901 год. Одиннадцать лет из отведенных судьбой 44 Кароль Чапский потратил на благоустройство города. Трудно представить, но сто с лишним лет назад найти нужный тебе дом в Минске было делом проблематичным, если только этот дом не был каким-нибудь всем известным дворцом или особняком: нумерации попросту не существовало! Появлению нумерации мы обязаны губернатору Чапскому: в 1893 году Городская дума выпускает «Обязательное постановление о нумерации домов». Граф был инициатором строительства первой городской электростанции (за цирком в нынешнем парке имени Горького). Благодаря графу в Минске появились конка, городской ночлежный дом (пьяных, кстати, в «ночлежку» не принимали, какие бы у вас ни были ассоциации с этим словом), ломбард, детский приют.

И даже, по неофициальным данным, публичные дома, сообщает наш экскурсовод, добавляя к образу графа Чапского новые любопытные штришки.

Если его передовые идеи не находили поддержки, граф вкладывал в их воплощение собственные средства. С его именем связана история самого старого на территории Беларуси пивоваренного завода «в конце XIX века, когда им владел граф Чапский, завод назывался «Богемия», а сегодня известен всем под именем «Аливария».

В свое время «Аливария» выпускала пиво «Кароль Чапский», которое потом почемуто перестали выпускать, и фамилю Чапский начали снова забывать.

В Минске Каролю Чапскому принадлежали несколько каменных особняков. Внешний облик одного из них, бывшего дома Гаусмана, дошел до наших дней, запечатленный на старой фотографии. Дворец стоял на углу нынешних улиц К. Маркса и Красноармейской. Еще один располагался на месте современного кинотеатра «Центральный».

Дворец Кароля Чапского (бывший дом Гаусмана) стоял на углу нынешних улиц К. Маркса и Красноармейской
Изображение

Семья Чапских
Изображение

Сегодняшние виды дворца.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Во время Второй мировой войны здесь располагался загородный дом Вильгельма Кубе - гауляйтера Беларуси. Дворец превратили в руины в конце Великой Отечественной войны.

Здесь режиссеру Таричу позволили снять в 1926 году в нем «первый белорусский национальный фильм «Лесная быль».
В фильме снялись и сыграли самих себя руководители БССР: Адамович, Кнорин и Червяков, которые в годы гражданской войны возглавляли штаб партизанского движения.

На съемках фильма «Лесная быль»
Изображение

И, возможно, снесли бы окончательно бренные останки стен дворца в Прилуках после окончания войны, не проникнись Циля Гандельман, приехавшая в Прилуки руководить Минской опытной станцией по борьбе с колорадским жуком, раком картофеля и нематодами Всесоюзного института защиты растений, магическим очарованием имения.

Гандельман и задумала восстановить прекрасное имение. Сегодня некогда великолепный дворец выглядит плачевно

Дом рабочих
Изображение

Амбар-ледовня
Изображение

Пивоварня (слева) и Винокурня (справа)
Изображение

Была в Прилуках когда-то водяная мельница, был и пруд с лебедями, мраморная лестница и целый комплекс хозяйственных построек.

Сегодня в деревне живут очень доброжелательные и гостепреимные люди. Они любезно нам показали скрытые от глаз туристов место где располагалась мельница и пруд с лебедями. По их словам лет 20 назад это было красивейшее место, где все любили отдыхать и купаться. Сегодня в эту реку сливают нечистоты. Ни письма, ни обращения ни к чему не привели. озеро превратилось в зловонную лужу.[/b]

С 1872 года дворец в Прилуках - одна из резиденций графа Эмерика Захарьяша Николая Северина фон Гуттен-Чапского (1828-1896), владевшего обширными землями к юго-западу от Минска.

Кроме Огинских, в имении жили и представители разных известных фамилий: Ивановские и Вишневецкие.
Здесь бывал Михаил Клеофас Огинский, автор знаменитого полонеза, так как Прилуки принадлежали его дяде. С Вишневецкими связан самый мистический период в жизни Прилук и дворца. По легенде последний из этого рода Вишневецких - Томаш коллекционировал мумии своих врагов и выставлял забальзамированные трупы в стеклянных гробах на всеобщее обозрение. Это, может, и сочинили крестьяне, чтобы выставить своенравного пана Томаша еще более жестоким, тем не менее, при Томаше Вишневецком близ усадьбы и появилась неизвестная могила. И рядом с ней часто видели призрак посмевшей изменить мужу и потом пропавшей пани Сесилии.

Не сиделось на том свете и Фердинанту Вишневецкому, который частенько покидал фамильный склеп, и если двери дворца не были заперты, проникал внутрь и ходил по галереям и коридорам, что скрипели половицы да слышался стук болтающейся сабли.

Умер Эмерик 23 июня 1896 года. Похоронен в Кракове на Раковицком кладбище рядом с гробницей известного польского художника-живописца Яна Матейки (1838-1893)

Кароль «Ян «Александр умер 30 января 1904 года в г. Франкфурт «на «Майне от туберкулёза. Похоронен в Станьково.

Графы фон Гуттен-Чапские Станьковской ветви своего генеалогического древа покинули Беларусь в 1920 году. Сейчас потомки Франтишека-Станислава-Костки фон Гуттен-Чапского живут в Париже (Франция), Риме (Италия), в Канаде, Британии, Австралии, Бельгии, Австрии, Германии и других странах мира. На территории Беларуси последняя графиня Гуттен-Чапская Станьковской ветви умерла в 1991 году под Минском в деревне Заболотье Атолинского сельского совета. С 1920 года по 1991 год она, Елизавета Карловна дочь Кароля-Яна-Александра графа фон Гуттен-Чапского, знаменитого мера города Минска, прожила под видом простой крестьянки в маленьком деревянном доме на краю деревни. В 1920 году, когда Чапские покидали Белую Русь, Елизавета Чапская оказалась тяжело больна и не смогла покинуть имение вместе с родными. Она осталась одна на попечении своих крестьян. После у нее оборвалась связь с родными. Елизавета Чапская вынуждена была скрывать свое графское происхождение и долгое время жить под видом простой крестьянки. В конце 20-х годов ее выдали ее же крестьяне органам НКВД, молодую графиню обвинили во враждебности к народу и приговорили к расстрелу, как представителя враждебного буржуазного класса. Спас Елизавету молодой красноармеец, который накануне судебного разбирательства взял ее в жены. Он сам погибает после суда, а Елизавета превращается в беднейшую крестьянку, без жилья, работы, пособии и с клеймом врага народа. Прожив свыше 20 лет в нищенском положении, Елизавета Чапская выходит второй раз за муж и селится в деревне Заболотье недалеко от бывшей свой усадьбы Прилуки в маленьком заброшенном доме, где и прожила остаток своих дней вплоть до 1991 года. Во втором браке Елизавета Чапская имела дочь в замужней фамилии Нехайчик. Внук Елизаветы Александр Александрович Нехайчик, являющийся референтом помощника губернатора минской области, смог в начале 90-х годов подтвердить свое графское происхождение по линии своей бабушки Елизаветы фон Гуттен-Чапской.

Путешествуйте по своей стране. Даже вокруг Минска есть много интересного и непознанного!
Изображение

Изображение

До новых встреч...
Изображение