На автомобиле, самолете, поезде, пароходе, да как угодно, хоть пешком.
Поделись интересным рассказом!
Write comments

Доминикана. Часть 4. Вуду-пипл.

Вт июл 20, 2010 00:55:56

Раз уж известно, что Доминикана расположена на острове Гаити, то грех не вспомнить про гаитянцев. Эту часть доминиканско-гаитянской культуры мы и решили узнать на соответствующей экскурсии к шаману Вуду в гаитянском поселении, затерявшемся среди плантаций сахарного тростника в часе езды от отеля. Стоит ли говорить, что когда открылась дверь экскурсионного микроавтобуса, то первое, что мы услышали – это приветственную тираду той самой Оли. Начэ пороблэно…
Доминиканцы уже несколько веков не любят и боятся гаитянцев. Нелюбовь основана на давних обидах двух народов (гаитянцы порабощали доминиканцев, потом вторые кроваво мстили первым) и на страхе перед официальной религией гаитянцев – Вуду. Практически все доминиканцы верят в мощь шаманов Вуду, наводящих жуткие болезни протыканием кукол и зомбирующие непокорных. И эта вера – не просто байки, они живут с гаитянцами дверь-в-дверь, насмотрелись всякого. А начиналось всё так…
После того, как испанские колонизаторы колумбовой эпохи истребили практически всех местных индейцев, на остров начали привозить рабов, преимущественно из Африки. Везли их знатно, экономя продукты, воду и место в трюмах. Историки подсчитали, что всего с Африки в сторону острова Гаити было вывезено порядка 9 млн человек. А до берегов острова довезли только половину. Тяжелейшие условия перевозки, умноженные на жестокие правила хозяев, когда заболевшего раба выбрасывали вместе с десятком соседей «на всякий противоэпидемический случай», были прямо прописаны в документах. Вот, например, инструкция по эффективному заполнению корабля рабами:

Изображение

Изображение

Акулы настолько привыкли уже к этим перевозкам, что шли за кораблями косяками, как на работу, то и дело доедая выброшенных за борт пассажиров.

Доехавших счастливцев ожидала каторга на бесконечных плантациях, дающих Европе тростниковый сахар. Вот такой вот многометровый агрегат выжимал сок из тростника, причём выход сахара из тростника получается порядка 80%, что просто недостижимо для нашей сахарной свёклы.

Изображение

Поначалу всё шло для испанцев как надо: рабы пахали, умирали и привозились заново. Но со временем колонизаторы начали замечать, что рабы, собиравшиеся на ритуалы Вуду по вечерам в своих бараках, становились более строптивыми и всё это могло привести к неповиновению. Было решено Вуду запретить, а вместо этого обратить всех рабов в христианство. Африканцы были категорически против, но кто их спрашивал? Несогласных ждали четвертования, торжественные сдирания кожи, разрывания собаками и прочие испанские утехи. Дух рабов был практически сломлен, они пачками шли на крещения, некоторые даже просили их крестить чуть ли не каждый день, лишь бы не трогали. Но хитрые негры вот чего придумали: продолжая верить в Вуду, они просто сопоставили свои божества с ликами христианских святых на иконах и, молясь, например, Богородице, имели в виду совершенно другие высшие силы земли и плодородия. А со стороны выглядело всё чинно: чернокожие исправно ходили на службы и почитали христианских святых. Именно вот такая вот смесь религии Вуду с христианством и стала визитной карточкой гаитянцев. Все свои обряды они исполняют нынче в окружении христианских икон, крестятся при этом, но взывают к африканским богам ветра, солнца, плодородия и при этом курят сигары и пьют ром.
Вуду никак не канонизирована, т.е. нету письменных правил что и как должен делать шаман во время церемоний, он просто получает эти знания от своих учителей.
Про курение и выпивку во время церемоний нам рассказали вот такое объяснение: шаман, входя в транс, все свои силы тратит на то, чтобы пригласить духов с далёкой Африки к себе в гости для беседы «по душам». Духи, согласясь на такое путешествие, ныряют под землю и летят к шаману со страшной скоростью. Почему-то считается, что под землёй духам становится очень холодно, поэтому-то шаман и попивает ром и курит сигару, чтобы духи, вынырнув из-под земли в жилище шамана, могли нагреться от его, уже тёпленькой и весёлой, души.
Шаманы Вуду чётко специализируются: белые шаманы не имеют права практиковать тёмные «фокусы», а тёмные шаманы – заниматься светлым колдовством. Уличённого в «перекрашивании» шамана, в связанном виде, раньше укладывали на площади и придавливали его сверху тяжеленной деревянной калиткой. Вся деревня днями таращилась на его мучения, не давая ему еды и слегка подпаивая водой, чтобы виновник умирал подольше.
Нас везли на экскурсию к белому шаману. Пока везли, мы расспросили про кукол вуду и зомби. Куклы делаются очень непросто: важны все немногочисленные детали, от состава трав, которым набивается кукла, до цвета ниток, которыми пришиваются пуговки-глазки. Кукла не делается заранее, а выполняется на заказ конкретного клиента: он приходит, приносит какую-то вещь обидчика, рассказывает как он выглядит, что сделал, как должен быть наказан – и шаман буквально каждое предложение заказчика «шифрует» добавлением в куклу какой-нть травки или цветного стежка. Потом куклу мучают, прокалывая её в нужных местах или подбрасывая обидчику во двор. Говорят, доминиканцы, увидев у себя во дворе незнакомый предмет (даже совсем не похожий на куклу) просто впадают в панику, подозревая колдовство Вуду.
Про зомби я услышал много нового. Доминиканцы, а уж, тем более, гаитянцы, верят в зомби беспрекословно. Как оказалось, превратиться в зомби – это такое наказание, заказанное шаману Вуду местной общественностью. К примеру, убил человек кого-нибудь. Деревенские старейшины решают применить к виновному зомбирование – и тогда шаман с помощью хитрых порошков, состоящих из сильнейших нервнопаралитических ядов, практически умертвляет пациента. Мозг начинает отмирать, признаки жизни практически отсутствуют. Для усиления эффекта, зомбированного неглубоко прикапывают, чтобы в условиях неподвижности и недостатка кислорода токсины накапливались в мозгу. Через несколько часов его откапывают и, что очень важно, первым с зомбированным должен поговорить шаман. Якобы свежевыкопанный зомби напрочь забывает свою прошлую жизнь, потому как нужная часть мозга у него умерла, и всё, что в эти секунды скажет ему шаман, и будет его новой жизненной программой. Вот шаман и говорит ему, что зомби теперь будет беспрекословно подчиняться, к примеру, жене убитого, становясь навечно её бездумным рабом. Сказанное шаманом новое имя навсегда прилипает к зомби, старого имени он вспомнить уже никогда не сможет. Вот так и проистекает потом пожизненное искупление грехов виновного, в тяжких трудах, без требования чего-либо взамен. Как по мне, то очень даже справедливо.
Каждый день у светлого шамана, к которому мы и приехали, посвящён определённому божеству. И ритуалы в этот день должны быть соответствующие. Мы вошли в шаманское святилище, интересно обозначенное над входной дверью:

Изображение

Изображение

Всё началось с просьбы не фотографировать со вспышкой, чтобы не сбивать шамана с транса. 38-летний шаман по совместительству является и местным «председателем колхоза». Шаманство не передаётся по наследству просто так. Да, у молодого шамана, которому отец передал все знания, значительно больше шансов доказать свою близость к духам, чем у простого гаитянина, но доказывать это нужно. И делают это так: претендент на шаманство должен либо убедить старейшин, что он действительно входит в транс и там общается с духами, либо, не моргнув и глазом, продержать в кипятке руку до её чуть ли не полной готовности. Если сумел – значит духи его охраняли, т.е. достоин. Тогда и уважение и почитания односельчан ему гарантировано.
Тем временем наш шаман поставил в центр нарисованной на полу многоконечной звезды какую-то миску со свечами и под барабанно-сольный аккомпанемент помощников, подтанцовывая и покуривая сигару, начал входить в транс.

Изображение

Ритм песен и плясок нарастал, к подтанцовываниям подключились помощница и старейшина, в нужный момент шаман потанцевал босыми ногами в целом тазике битого стекла, проверяя степень своего транса, после чего, попивая ром и покуривая, призвал к себе какого-то африканского духа.

Изображение

Пока дух летел к нему, промерзая под землёй, шаман начал готовить ему жертву. Помощница подала ему живую курицу, которая, под нарастающий ритм, песни и подтанцовывания, была освячена солью, свечами, молитвами, практически обездвижена мерными поглаживания шамана, после чего шаман неожиданно впился зубами курице в горло, отпустив руки. Ошарашенная неджентельменским обхождением курица с минуту пыталась улететь, но зубы у молодого шамана были крепкие, судороги курицы были недолгими. Лужицу крови возле курицы старейшина засыпал горящим песком из специального котелка. По уверению шамана, вызванный дух принял эту жертву, все его молитвы были услышаны, дух взамен наделил шамана порцией своей доброй энергии и благословения, которые и передавались в конце церемонии всем присутствующим через личное рукопожатие.

Изображение

Вот такой вот лёгенький ритуал для туристов. Как сказал наш экскурсовод, серьёзный ритуал Вуду может длиться до двух суток и неподготовленному зрителю под конец может просто «снести крышу», поэтому на такие ритуалы туристов не берут.

Изображение

Местная ребятня явно интересовалась туристами, за что и были вознаграждены жвачками и газировкой. Вот такие они, куклы Вуду :)

Изображение

Поселения гаитянцев на доминиканской земле почти всегда нелегальные. Их нет на карте, никто толком там не считает жителей. Главное – чтобы гаитянцы никому не мешали жить и занимались отведённой им работой – тяжёлому ручному труду на тростниковых плантациях или неквалифицированной работой по строительству. После январского сильного землетрясения в столице республики Гаити толпы гаитянцев ломанулись к границе с Доминиканой, из-за чего все имеющиеся на Доминикане войска переквалифицировались в пограничников. Иногда доминиканцы в задумчивости говорят, что им где-то даже жалко гаитянцев: они же первыми в американском регионе избавились от рабства, стали независимыми, на радостях сожгли все хозяйские постройки белых, все поля, вырезали всех угнетателей, но только потом осознали, что всё это было им нужно для дальнейшей жизни. Вместо европейского порядка там пару сотен лет назад стали править порядки африканских вождей, страна вернулась в феодальный строй, в котором республика Гаити находится и сейчас. При этом феодализм отягощён повсеместной торговлей наркотиками, контролируемой вооружёнными группировками. «Нация без будущего» - так называют гаитянцев доминиканцы. И это грустно, в 21-м-то веке.

Обратный путь был «освящён» безудержными комментариями Оли. Иногда казалось, что и её угостили зомбирующим порошочком, плохо влияющим на мозг. Мы были уже в курсе, поэтому практически не реагировали на её монологи. А вот турист, которому шаман передавал энергию через рукопожатия на фото выше, не сдержался несколько раз. Но делал замечания он культурно и интеллектуально, поэтому спящий мозг Оли фразы не воспринял.

Дни нашего отдыха подходили к концу, мы успевали ещё на одну экскурсию у малёвнычый куточок Доминиканщыны – заповедник Самана, о чём и будет заключительная 5-я часть отчёта в новой ветке.
ДВОЙНЯШКИ

Вт июл 20, 2010 08:37:23

Ух-ты, прикоснулись к необъяснимому. Интересно, как у Сенкевича :)
Сигналкин

Вт июл 20, 2010 17:44:16

Шаман на Эди Мерфи похож. :)
Сэнсэй

Вт июл 20, 2010 19:31:47

Сигналкин
И тут рассекретили... Не дают мужику спокойно подзаработать :)
Танчик

Вт июл 20, 2010 19:45:16

Сигналкин писал(а):Шаман на Эди Мерфи похож

Это были мои первые слова, когда я его увидела :)
Сэнсэй

Ср июл 21, 2010 00:53:35

О, вспомнил интересный факт на тему доминиканско-гаитянской дружбы. Уже в 20-м веке, когда доминиканцы почувствовали свою силу и вспомнили старые обиды, они начали проводить в стране этнические чистки. Гаитянцы расстреливались прямо на улицах, без суда и следствия, причём их национальность легко и просто определялась просьбой: "Скажи слово "петрушка"". Дело в том, что гаитянцы как-то по-особенному картавят и шипилявят. Они же - франкоговорящие бывшие африканцы, а доминиканцы - испаноговорящие. Вот и получалось у них что-то типа "Петлуска", после произнесения которой и следовал выстрел в упор. Это мероприятие и вошло в историю, как "Операция Петрушка". Когда стрелять в гаитянцев надоедало, ими запаковывали баржи - и вывозили в океан на корм акулам. Позднее гаитянцы припомнили это и начали было раздувать международный скандал, но жалкая компенсация новой доминиканской власти в виде 2-3 долларов за каждого убитого навеки похоронила этот исторический факт.
sauron

Чт июл 22, 2010 15:15:38

Сенсеичь, давай моря и пальм, как живут негры не очень интерестно :?
ДВОЙНЯШКИ

Чт июл 22, 2010 15:49:31

sauron писал(а):Сенсеичь, давай моря и пальм, как живут негры не очень интерестно :?

Нам интересно, и даже очень. Тем более, Сэнсей красочно так все расписывает. :)
Нина

Пт июл 23, 2010 12:42:42

и мне интересно...моря и пальмы мало чем отличаются везде....а вот такая инфа! просто супер! ребята, спасибо
Шульга

Пн июл 26, 2010 16:03:18

супер!
Gaucho

Пн июл 26, 2010 20:15:25

Cпасиб! Очень интерестно и познавательно! Супер!
Write comments